Тайна ридикюля
Весна снова зовет прекрасную половину человечества обратить внимание на свой гардероб, он непременно должен быть модным, ярким, женственным, подчеркивающим индивидуальность его обладательницы. И уж, конечно, не обойтись модницам без дамской сумочки. Это не просто аксессуар, а один из самых необходимых и важных предметов для женщины, который вмещает целый мир. Изящные и элегантные, фантазийные и удобные, дорогие и не очень, сумочки отражают характер, пристрастия и настроение их владелиц. Одной из первых сумочек, появившихся в гардеробе женщин, был ридикюль. Его история связана с французской революцией и появлением в моде стиля ампир (имперский).
Ранее необходимые вещи женщина могла положить в специальные карманы, прятавшиеся в складках пышного платья, но грянула французская революция, и многие устои жизни и быта женщины изменились.
В конце XVIII и начале XIX века дамы стали носить облегающие платья («ампирная мода»), в которых мест для карманов не осталось, и в моду вошли сумочки в виде корзиночки или мешочка. Женская сумочка на длинном шёлковом шнурке, украшенная вышивкой, бисером, стразами и
другими элементами декора, напоминала по форме кисет. Создали её на основе мешочка с рукоделием, в котором хранились дамские принадлежности и мелкие предметы. Надевалась такая сумочка на руку, называлась ридикюль. Считается, что это название произошло от французского слова «riticule», что означает «смешной». Сейчас это покажется странным, но первое время появление женщины с такой сумочкой в обществе высмеивалось, так как по правилам хорошего тона той поры считалось непозволительным демонстрировать то, что раньше скрывалось в карманах пышных юбок дамской одежды. Но со временем отношение к дамской сумочке изменилось, она совсем не была смешной, а, наоборот, покорила представительниц прекрасной половины человечества своей изящностью и по сей день не выходит из моды. Вначале ридикюли были сетчатыми, затем их стали шить из шелка и бархата. Каждая сумочка была произведением искусства и предметом гордости её обладательницы.
Шло время, наступил стремительный 20 век с его техническим прогрессом, и ридикюль стал проще, доступнее и демократичнее. Его начали делать из кожи, дополняя металлическими элементами. Прекрасные и стильные дамы 20-50-х годов прошлого столетия считали ридикюль необходимой аксессуаром своего гардероба. Гармонично подобранная сумочка подчеркивала изящность и элегантность женского образа.
Современные модницы, пожалуй, мало знакомы с ридикюлем, так как с течением времени ему на смену пришел модный клатч.
В музее хранятся несколько ридикюлей советской эпохи 50 – 60 годов. В Советском Союзе ридикюль был почти у каждой женщины, стремящейся быть элегантной. Среди коллекции ридикюлей есть сумочки, переданные в музей Ольгой Аркадьевной Байдужа, Любовью Емельяновной Баган, родными Александры Ивановны Орловой и Любови Степановны Белимовой. Эти сумочки можно увидеть в одном из залов, в части экспозиции, представляющей интерьер квартиры 50- 60 годов двадцатого века. Приобретались владелицами они чаше всего во время поездок на курорты или в город. Некоторые из ридикюлей принадлежали женщинам – учителям: Мякишевой Евгении Дмитриевне и Белимовой Любови Степановне. По воспоминаниям Любови Емельяновны Баган, Евгения Дмитриевна Мякишева работала учителем начальных классов в Лепокуровской школе. Во время одной из своих поездок на курсы повышения квалификации в город Новосибирск в 50 -ые годы она привезла сумочку-ридикюль, в ту пору очень модную. Стоит заметить, что учителя на селе были особо уважаемыми людьми, а учителя-женщины всегда были элегантными, женственными, примером безупречного вкуса в одежде.
Елена Булова, музейный смотритель
|